Как определить задержку развития новорожденного

Как определить задержку развития новорожденного

Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.

Психомоторное развитие ребенка – что это?

Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.

Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:

  • органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
  • мелкой и крупной моторики тела;
  • всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
  • социальных контактов у ребенка;
  • общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.

Основные этапы

Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:

  • ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
  • будет искать губами мамин сосок;
  • резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
  • происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
  • во сне малыш начинает сосать свою ручку;
  • наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
  • активизируется хватательный рефлекс;
  • источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.

Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:

Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:

Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.

Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:

  • ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
  • он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
  • переворот на сторону – это уже не проблема;
  • приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
  • ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
  • он может смеяться.

Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.

Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:

Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:

  • садиться самостоятельно;
  • перевернуться на правый или левый бок;
  • уверенно стоять на четвереньках;
  • ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
  • стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.

Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:

Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.

Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:

Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.

К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:

  • бросание мячика;
  • сборка игрушечной пирамиды;
  • самостоятельный поиск интересующих предметов;
  • активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
  • возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
  • произношение некоторых простых слов;
  • подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.

Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.

Задержка психомоторного развития

В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.

Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.

Как лечится задержка в развитии?

Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.

К самым эффективным методам можно отнести:

  • нейропсихологическая коррекция;
  • вербальная стимуляция;
  • слуховая и зрительная стимуляция;
  • ТМС головного мозга.

Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.



МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.

Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.

Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.

Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой.

При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.

С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки.

На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку.

6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.

Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку.

На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.

Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.

На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой.

К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД

Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.

Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям.

Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.

Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка.

ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:
– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;
– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;
– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;
– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;
– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;
– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;
– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;
– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.

Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.


Именно в младенчестве и раннем детстве происходит стремительное развитие мозга и завершается формирование нервной системы. Каждый ребенок, безусловно, самостоятельная личность, которая развивается по индивидуальному графику. Тем не менее, все дети проходят одни и те же этапы развития – кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Эти возрастные этапы позволяют судить о психическом и моторном развитии ребенка. Проще говоря, педиатрам нужно знать, обладает ли ребенок совокупностью навыков, характерных для детей его возраста. Задержка в развитии ребенка может стать первым симптомом какого-либо заболевания, и именно поэтому врачи будут следить за малышом до года каждый месяц, проверяя, что он умеет делать.

Задержка в развитии ребенка до года

Как же происходит развитие грудничков? Существуют нормы, которым малыш должен соответствовать. Так, в месяц он первый раз улыбается, увидев взрослого человека. Он ненадолго приподнимает голову, когда лежит на животе, реагирует на голос мамы и папы, может следить взглядом за плавно двигающимися предметами, ненадолго фокусирует взгляд на крупных предметах.

В два месяца малыш способен длительное время удерживать взгляд на предмете, уверенно держит головку, начинает понемногу гулить, улыбается взрослым и поворачивает голову, стремясь увидеть источник звука. При задержке в развитии ребенка уже в этом возрасте могут наблюдаться отклонения от нормы – например, если малыш плохо держит голову. Родителям стоит насторожиться, если мышцы малыша вялые или наоборот, все время находятся в тонусе.

К пяти месяцам все рефлексы новорожденного, кроме сосания, исчезают полностью. Малыш активно переворачивается и стоит при поддержке. А к полугоду он уже самостоятельно садится, кушает с ложки или из бутылочки, активно берет в руки предметы и размахивает ими. Некоторые малыши уже в этом возрасте начинают лепетать первые слоги.

В семь месяцев ребенок встает на четвереньки, а в восемь уже активно ползает. Это крайне важные этапы моторного развития. При задержке в развитии ребенка до года эти навыки могут задержаться – ребенок позже начнет сидеть, вставать на четвереньки и ползать. Но все отклонения от нормы должны рассматриваться только в совокупности – если во всех других отношениях малыш в этом возрасте не уступает сверстникам, то вполне возможно, что таковы его индивидуальные особенности.

В девять и десять месяцев ребенок уверенно стоит и ходит, держась за опору, но главное – он начинает взаимодействовать с родителями и другими взрослыми. Он показывает пальцем предметы, играет в пальчиковые игры, знает свое имя, откликается на зов, активно лепечет слоги. А к году он делает свои первые шаги, учится собирать пирамидки, и даже пробует самостоятельно расчесываться, активно подражая взрослым.

Возраст до двух лет

Что же может свидетельствовать о задержке в развитии ребенка в 2 года, если до года он развивался, полностью соответствуя нормам? Еще раз повторим, что нельзя уверенно говорить о задержке развития, если малыш впервые пополз не в восемь месяцев, а в девять или десять. Есть дети, которые вообще минуют этот этап, сразу вставая на ножки. Но если на каждом из этапов развития наблюдались отклонения, то нужно внимательно следить и за дальнейшим развитием ребенка.

В период с года до двух на первый план выходит овладение малышом элементарных навыков и развитие его речи. Это колоссальный скачок, ведь в два года малыш в норме может делать следующие вещи:

Когда можно говорить о задержке в развитии ребенка в 2 года? Следует насторожиться, если ребенок не выполняет инструкции взрослых – именно в этом возрасте дети готовы активно сотрудничать и с готовностью выполняют простые просьбы, радуясь своим достижениям. Очень важно следить за речью ребенка: в этом возрасте словарный запас обогащается с огромной скоростью, и ребенок стремится повторять новые незнакомые слова. Если этого не происходит, можно предположить отставание в речевом развитии, которое в дальнейшем без коррекции лишь усилится.

Если задержка в развитии ребенка выявлена, педиатр направит его на осмотр к соответствующим специалистам (невропатологу, логопеду). Дополнительные обследования помогут понять причину происходящего.

Ответить на этот вопрос вам помогут простые тесты и рекомендации психологов и коррекционных педагогов — специалистов, которыми разработаны целые программы для своевременного выявления и коррекции тех или иных особенностей развития малышей от рождения до 3 лет.

Как понять, слышит ли ваш малыш?

Важно на первом месяце жизни малыша проверить его слух — проблемы со слухом необходимо заметить как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить. Как проверить слух ребенка? Очень просто. Для этого можно воспользоваться методом, который был предложен И.В. Калмыковой (Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Он не требует никакого технического оснащения и доступен в домашних условиях.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая — нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая — гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья — манкой, ее сотрясение создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека: один подает сигналы со спины малыша, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или «сидит» на стуле на руках взрослого, взрослый вступает с ним в эмоциональный контакт. По его сигналу другой взрослый, стоящий позади малыша, трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у него баночка с крупой, а в другой — пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. Первый взрослый наблюдает за реакциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

До 4 месяцев малыш реагирует и правым, и левым ухом на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует. Однако обследование и в этом возрасте следует начинать с более тихих звуков (первая — баночка, заполненная манкой, затем — гречкой и только потом — горохом), чтобы уловить реакцию малыша, поскольку при повторных предъявлениях реакции крохи быстро угасают (т.е. ребенок перестает реагировать на звуки, доступные его слуху).

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих ваших рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев отмечаются реакции на звучание всех трех баночек (с манкой, гречкой и горохом). Дитя определяет направление звука: поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

На втором году жизни, когда появились первые слова, следует проверить, слышит ли ребенок их произнесение шепотом с расстояния 6 метров. Для этого можно дать ребенку новую (незнакомую) куклу и попросить: «Покажи носик, ушки, ручки. «. Сначала эти фразы произносятся обычным голосом, затем — шепотом; вначале около ребенка, а потом — в 6 метрах от него.

Если малыш до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание баночек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4 месяцев не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой, или не может найти источник звука, а на втором году жизни — не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то нужно показаться врачу сурдологу (специалисту, занимающемуся проблемами нарушения слуха).

Вам может показаться, что гораздо легче сходить в детскую поликлинику к лор-врачу. Но, к сожалению, даже опытному отоларингологу сложно диагностировать нарушения слуха у ребенка в раннем возрасте. Поэтому необходимо, чтобы детская поликлиника направила вас с малышом в близлежащий сурдологопедический центр или сурдологопедический кабинет.

Как понять, видит ли ваш малыш?

Уточнить возможности зрительной функции малыша также можно в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы малыш был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз малыша.

Необходимо взять интересную для малыша игрушку и посмотреть, сосредотачивается ли он на ней, прослеживает ли за ней вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях; есть ли реакция сужения зрачка при приближении игрушки на расстояние 15-20 см и расширение зрачка при удалении ее на расстояние 60-80 см. Следует обратить внимание на то, следит ли малыш за игрушкой глазами, одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании.

К возрасту 4 месяцев малыш с хорошим зрением должен прослеживать за игрушкой вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях, у него должна быть реакция сужения зрачка при приближении предмета и расширение при его удалении.

С 6-месячного возраста можно попытаться выявить, видит ли ваш малыш мелкие предметы (метод разработан А.А. Невской, Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Для этого посадите ребенка к себе на колени перед столом, на котором одновременно рассыпаны крошки белого и черного хлеба. Важно, чтобы белые крошки были рассыпаны на темной скатерти, а крошки черного хлеба — на белом фоне. Если малыш не тянется к ним, а в ситуациях бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. Постарайтесь проконсультироваться у врача офтальмолога (специалиста, занимающегося проблемами нарушения зрения).

Как понять, не отстает ли малыш в развитии общих движений?

Понаблюдайте, может ли ваш кроха к 4 неделям удерживать голову в положении на животе; умеет ли он к концу 3-го месяца лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья. Обратите внимание, что к 3-4 месяцам у ребенка должен исчезнуть повышенный тонус в мышцах, а к 6 месяцам он может свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину. В 7 месяцев должен хорошо ползать (много, быстро, в разных направлениях). К 8 месяцам может сам садиться, сидеть и ложиться; придерживаясь руками за барьер, сам должен вставать, стоять и опускаться; переступать, держась за барьер. Обратите внимание, может ли ваш малыш стоять самостоятельно и делать первые шаги в возрасте от 11 до 12 месяцев. Может ли свободно пройти 20 шагов к 1 году 3 месяцам. Бегает ли он свободно к полутора годам. Может ли ударить по мячу ногой без вашей поддержки за руки к 1 году 9 месяцам.

При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить детского невролога.

Как понять, не отстает ли малыш в речевом развитии?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности. Гулит ли ваш ребенок в возрасте от 2 до 4 месяцев. Начал ли он произносить слоги лепета в возрасте 5-8 месяцев. Много или мало у крохи слогов лепета, есть ли в них разные интонации. Подражает ли малыш новым слогам, которые слышит от вас в возрасте 10 месяцев. Появились ли первые слова-обозначения к году. Подражает ли вам, произнося простые слова в возрасте полутора лет. Использует ли при общении с вами фразу из 2-3 слов в возрасте 2 лет.

Оценить речевые возможности вашего малыша вам поможет педагог логопед (специалист, занимающийся проблемами речи). Попросите его также проверить слух вашего ребенка.

Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и коррекционного педагога. Для этого в стране создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их родителям.

Службы и центры ранней помощи активно работают уже многие годы, их количество постоянно растет. В этих центрах совместно с врачами работают высококвалифицированные специалисты: психологи, которые проконсультируют вас по трудным проблемам развития и воспитания ребенка, а также педагоги, которые будут проводить занятия с вашим ребенком.

Запомните, многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.

Имейте в виду: развитие ребенка в раннем возрасте (и особенно до 1 года) настолько важно, что наблюдения у педиатра и детского невролога в поликлинике по месту жительства часто бывает недостаточно. Консультация у специалистов психологов, логопедов или коррекционных педагогов не будет лишней и поможет вашему малышу расти здоровым, успешным и счастливым.

Своевременно получив помощь и поддержку центра или службы ранней помощи, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу!

Воспользуйтесь помощью центров и служб ранней помощи, и вы:

  • получите консультацию,
  • пройдете диагностику,
  • посетите занятия,
  • научитесь общаться и заниматься со своим малышом.

В России эта работа ведется многими специализированными учреждениями и центрами во главе с Государственным научным учреждением «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации (119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, стр. 1, тел. 245-04-15, 245-03-17).

Здесь родители могут получить реальную помощь и консультации, а специалисты — обучиться методикам диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста (от рождения до 3 лет).

Если вы живете не в Москве, то следует обратиться в местный или региональный департамент/управление образования и узнать, какие психолого-педагогические службы проводят работу с детьми раннего возраста с проблемами в развитии и могут дать вам консультацию или оказать помощь.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Читайте также:
Adblock
detector