Что такое суд кесарев

Что такое суд кесарев

В Деняниях святых Апостолов (Деян 25: 12) апостол Павел требовал суда кесарева. Состоялся ли этот суд? Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Св. апостол Павел вместе с сопровождавшей стражей прибыл в Рим в марте 61-го года в 7-й год царствования императора Нерона. В Риме он провел в узах два года. Обвинители, по-видимому, на суд не явились. Этим можно объяснить столь продолжительный срок ожидания суда. О том, что суд состоялся, можно заключить из 2-го Послания к Тимофею, которое по мнению исследователей написано апостолом в самый последний период жизни: При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! (2Тим.4:16). Согласно римским судебным обычаям друзья могли присутствовать при разборе дела и своим присутствием укрепить дух обвиняемого. Отсутствие близких не повлияло на мужество св. апостола Павла. Сам Бог явился ему и дал силы: Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей (2Тим.4:17). Последние слова из приведенной цитаты (я избавился из львиных челюстей) указывают, что на суде кесаря апостол был оправдан. Экзегеты приводят также место из Послания к евреям, которое было написано в Риме: Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас (Евр.13:23). Об освобождении св. апостола Павла из римских уз косвенно свидетельствуют также заключительные стихи книги Деяний: И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно (Деян.28:30-31). Глаголы (жил, принимал) употреблены в прошедшем времени. Значит, узы кончились. Если бы суд закончился смертным приговором, то автор книги св. Лука об этом бы написал.

Последние Послания св. апостола Павла дают дополнительный материал для подтверждения вывода об освобождении узника. Из этих Посланий видно, что апостол Павел совершал поездки после своего заключения в Риме, следовательно, пользовался свободой.

После пребывания в течение 8-ми или 10-ти дней в Иерусалиме, Фест возвратился в свою резиденцию и на другой же день начал суд над святым Апостолом.

Конечно, обвинители его, иудеи, были уже здесь и стали возводить на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать. Из ответа Апостола в ст. 8 можно видеть, что это были все те же обвинения, какие излагались ими и на суде перед Феликсом, но одно было или совсем новое или более резко подчеркнутое: какое-то преступление против Кесаря. Надо полагать, что это был аргумент того же свойства, что и клевета солунских иудеев, то есть, что Павел признает царем иудейским Иисуса и других учит тому же (17:6 и д.).

Павел устраняет эти обвинения решительным заявлением, что он не сделал никакого преступления ни против закона иудейского, ни против храма, ни против Кесаря.

Тогда Фест, желая сделать угождение иудеям, спросил его: «хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом?» Этот вопрос мог иметь двоякий смысл: «хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я, как судья, судил тебя там в присутствии синедриона, или — чтобы там судил тебя синедрион в моем присутствии?» В первом смысле суд должен был бы производиться над Павлом, как Римским гражданином, по римским законам, с применением только к национальным еврейским; во втором — суд должен был бы вестись по национальным еврейским законам, с применением только к римским.

Поняв всю опасность этого, Павел решительно отверг это предложение прокуратора, сказав, что иудеев он ничем не обидел, а потому и не хочет судиться перед их верховным судилищем — синедрионом; поскольку же в лице прокуратора он предстоит перед судом кесаревым (так как прокураторы судили именем кесаря), то он, с целью обеспечения себе защиты от пристрастного суда иудеев, требует себе суда лично перед Кесарем в Риме, причем заявляет, что он готов подвергнуться наказанию смертью, если только действительно сделал что-либо достойное смерти.

Из этих слов Павла видно, что он не надеялся на беспристрастие не только суда синедриона, но и суда прокураторского, при замеченном желании Феста угодить иудеям. Несомненно, что на это требование суда в Риме Апостола подвигли слова Господа, сказанные ему некогда, что как он свидетельствовал о Нем во Иерусалиме, так надлежит ему свидетельствовать и в Риме (23:11). Теперь обстоятельства сложились весьма благоприятно для того, чтобы можно было отправиться в Рим, ибо каждый римский гражданин имел право апеллировать к самому Кесарю. Эти слова Павла положили конец процессу. Рассмотрев с советниками, приемлема ли апелляция Павла, Фест объявил Апостолу: «ты потребовал суда Кесарева, к Кесарю и отправишься» — в этих словах чувствуется неудовольствие прокуратора на Павла, вполне понятное после таких замечаний ему в ответе Апостола (ст. 10-11).

Глава 40

ПАВЕЛ ТРЕБУЕТ СУДА КЕСАРЯ

Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 25:1—12.

Не этого хотели иудеи. Они не забыли своего поражения в Кесарии. В сравнении с выдержкой, спокойствием и убедительными доводами апостола, их злобный дух и беспочвенность обвинений оказались бы совершенно очевидными. Снова они требовали, чтобы Павла привели на суд в Иерусалим, но Фест был тверд в своем намерении справедливо судить Павла в Кесарии. Провидение Божье руководило решением Феста, продлевая жизнь апостола.

Апостол знал, что нельзя ожидать справедливости от людей, которые своими преступлениями навлекли на себя гнев Божий, что, подобно пророку Илии, он будет в большей безопасности среди язычников, чем среди людей, отвергших небесный свет и ожесточивших свои сердца. Его деятельный дух, устав от борьбы, с трудом переносил постоянные отсрочки и томительное ожидание суда и тюремного заключения. Поэтому он решил воспользоваться своим правом римского гражданина и потребовал суда кесаря.

Таким образом, ненависть, порожденная фанатизмом и самоправедностью, еще раз вынудила раба Божьего искать защиты у язычников. Это была та же самая ненависть, которая вынудила пророка Илию обратиться за помощью к вдове Сарептской; которая заставила вестников Евангелия закончить проповедь к иудеям и начать проповедь к язычникам. Народу Божьему, живущему в наши дни, еще придется столкнуться с этой ненавистью. Во многих так называемых последователях Христа живет та же гордость, тот же формализм, себялюбие и тот же дух противления, которые наполняли сердца иудеев. В будущем люди, считающие себя представителями Христа, будут поступать так же, как вели себя священники и начальники по отношению к Христу и апостолам. Во время приближающегося великого кризиса верные рабы Божьи столкнутся с таким же ожесточением сердец и ненавистью.

Всем, кто в эту злую годину будет бесстрашно служить Богу по велению совести, необходимо иметь мужество, твердость, а также знание Бога и Его Слова, ибо все верные будут гонимы, а их поступки неправильно истолкованы, их будут хулить, они подвергнутся поношению и злословию. Сатана прибегнет ко всяким неправедным обольщениям, чтобы воздействовать на сердце и затуманивать разум, чтобы злое казалось добрым и доброе – злым. Чем крепче и чище вера детей Божьих, чем тверже их решимость повиноваться Господу, тем более неистово сатана будет пытаться возбудить против них гнев тех, кто, претендуя на праведность, попирает закон Божий. Потребуется самое твердое упование, самые героические усилия, чтобы сохранить веру, некогда преданную святым.

Бог желает, чтобы Его народ подготовился к приближающемуся кризису. Готовы люди или нет – им предстоит время испытаний, и только те, чья жизнь соответствует Божественному образцу, сохранят твердость духа перед лицом лишений. Когда светские власти объединятся со служителями церкви, пытаясь при помощи насилия решать вопросы совести, будет ясно, кто в действительности боится Бога и служит Ему. Чем гуще тьма, тем ярче свет, исходящий от тех, кто уподобился Господу. Когда рухнут все надежды, тогда откроется, кто неизменно уповает на Иегову. Хотя враги истины повсюду будут следить за рабами Господа, чтобы причинить им зло, Бог будет бодрствовать над ними во благо. Он станет для них тенью большой скалы в земле знойной.

Фест в Иерусалиме, жалобы иудеев на Апостола Павла (1–6). Апостол на суде Феста (7–12). Агриппа II-й (с Вереникою) в Кесарии ознакомляется от Феста о деле Павла и изъявляет желание слышать его (13–27)

Деян.25:2 . Тогда первосвящен­ник и знатней­шие из Иудеев явились к нему с жалобою на Павла и убеждали его,

Деян.25:3 . прося, чтобы он сделал милость, вызвал его в Иерусалим; и зло­умышляли убить его на дороге.

Деян.25:5 . Итак, сказал он, которые из вас могут, пусть пойдут со мною, и если есть что-нибудь за этим человеком, пусть обвиняют его.

Деян.25:6 . Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней, воз­вратил­ся в Кесарию, и на другой день, сев на судейское место, по­велел при­вести Павла.

Образ мыслей и действий нового правителя обнаруживает его решительность и справедливость, соединенные с важною строгостью, столь уместною для римского правительственного чиновника, имевшего творить суд правый, скорый и милостивый. Как жалка рядом с этим достоинством язычника низость народного правительства иудейского, униженно вымаливавшего, под видом милости, возможности вероломного убийства узника на дороге к правосудию!

Деян.25:7 . Когда он явил­ся, стали кругом при­шедшие из Иерусалима Иудеи, при­нося на Павла многие и тяжкие обвине­ния, которых не могли дока­за­ть.

Деян.25:8 . Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого пре­ступле­ния ни про­тив закона Иудейского, ни про­тив храма, ни про­тив кесаря.

Стих представляет или подлинно краткий ответ апостола в свое оправдание, имеющее решительный характер, или, может быть, передает только сущность защитительной речи Павла.

Деян.25:9 . Фест, желая сделать угожде­ние Иудеям, сказал в ответ Павлу: хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом?

Деян.25:10 . Павел сказал: я стою́ перед­ судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.

Деян.25:12 . Тогда Фест, по­говорив с советом, отвечал: ты по­требовал суда кесарева, к кесарю и отправишься.

Деян.25:13 . Через несколько дней царь Агриппа и Вере­ника при­были в Кесарию по­здравить Феста.

«Вереника» – родная сестра Агриппы, бывшая сперва в замужестве за дядей своим Иродом, правителем Халкиса, потом по смерти его жившая с вышеупомянутым братом своим, как полагали, в беззаконной связи (Флав., Археол. XX, 7, 3), потом вышедшая за киликийского царя Полемона (там же, 7, 5) и, наконец, бывшая в обладании Веспасиана и Тита.

Деян.25:14 . И как они про­вели там много дней, то Фест пред­ложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставлен­ный Феликсом в узах,

Деян.25:15–21 . Фест делает Агриппе довольно обстоятельное сообщение о деле Павла, выставляя попутно на вид и свою личную правдивость (не пренебрегая, однако, и ложью, ср. Деян.25:20 ), честность и ревность в ведении этого дела, и преимущества вообще римского судопроизводства сравнительно с тогдашним иудейским.

Деян.25:16 . Я отвечал им, что у Римлян нет обыкнове­ния выда­вать какого-нибудь человека на смерть, пре­жде нежели обвиня­емый будет иметь обвинителей налицо и по­лучит свободу защищаться про­тив обвине­ния.

Деян.25:19 . но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.

Деян.25:20 . Затрудняясь в реше­нии этого вопроса, я сказал: хочет ли он идти в Иерусалим и там быть судимым в этом?

Деян.25:21 . Но как Павел по­требовал, чтобы он оставлен был на рас­смотре­ние Августово, то я велел содержать его под стражею до тех по­р, как по­шлю его к кесарю.

22. Агриппа же сказал Фесту: хотел бы и я по­слушать этого человека. Завтра же, отвечал тот, услы­шишь его.

Деян.25:23 . На другой день, когда Агриппа и Вере­ника при­шли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатней­шими гражданами, по прика­за­нию Феста при­веден был Павел.

Деян.25:24 . И сказал Фест: царь Агриппа и все при­сут­с­т­ву­ющие с нами мужи! вы видите того, про­тив которого всё множе­с­т­во Иудеев при­ступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно более жить.

Деян.25:26 . Я не имею ничего верного написать о нем государю; по­сему при­вел его пред вас, и особен­но пред тебя, царь Агриппа, дабы, по рассмотре­нии, было мне что написать.

Разве вам позволено бичевать
Римского гражданина, да и без суда? Деяния, 22:25

Другие христиане, не менее искренне утверждали, что в Библии есть немало примеров свидетельствующих не только о возможности, но и о необходимости судебной защиты. В подтверждение своей позиции они также ссылались на стихи из Священного Писания. В итоге, я так и не получив однозначного ответа, как всегда рассудил, что истина находится где-то посередине.

Петр хотел, чтобы христиане, ожидая обвинения в суде, были к этому готовы и имели чистую совесть, дабы порицающие добрую жизнь во Христе были постыжены. При этом апостол отмечал, что ответ должен быть дан с кротостью и благоговением, независимо от несправедливости обвинений.

То же самое мы наблюдаем и во время второго ареста апостолов (Деян., 5: 27-42).

Как видим, апостолы и другие выдающиеся библейские подвижники веры, при необходимости активно использовали суды как для защиты своих гражданских прав и свобод, так и защиты христианской веры.

Помимо необходимости быть апологетами своего исповедания в суде, то есть защищать публично свое право на свободу совести, у христиан, как и у прочих граждан, возникала потребность разрешать возникающие гражданско-правовые споры. В Ветхом Завете члены израильского общества обращались для этого к судьям, которые были одновременно и духовными лидерами. Практика иудаизма, когда раввин был одновременно и авторитетным судьей общины, яркое свидетельство тому.

Кто-то скажет, так было в прошлом, сейчас все иначе.

В самодержавной России, где права евангельских христиан жестко подавлялись, находились верующие юристы и адвокаты, которые ценой собственной карьеры и личного благополучия шли в суды, где смело защищали права верующих. И надо сказать, суды нередко становились на сторону верующих. Одним из таких мужественных и выдающихся юристов был Иван Петрович Кушнеров. К сожалению, мы мало знаем об этом посвященном христианине. Историкам еще предстоит восстановить его биографию и описать его многочисленные судебные процессы, порой полных драматизма и человеческих страданий. Однако уже сегодня по некоторым публикациям можно хотя бы частично восстановить образ личности этого незаурядного человека.

Даже за большое вознаграждение адвокаты со стороны не всегда брались за защиту евангельских верующих, чтобы не навлечь на себя неприязнь власть имущих и православного духовенства. Но, как и впервые века христианства, находились мужественные и образованные братья, которые возвышали голос в защиту гонимых христиан. Однако более всех в этом трудном деле преуспел Иван Петрович Кушнеров. Последний раз мы встречаем его фамилию в списке делегатов от Союза баптистов, побывавших в 1911 году на 2-ом Всемирном конгрессе баптистов в г. Филадельфии (США). К сожалению, более подробных сведений об этом замечательном человеке у нас на данном этапе исследований не имеется.

Права верующих в начале ХХ века также защищали известные евангельские деятели — Павлов В. Г., Проханов И. С, Балихин Ф. П. и другие. Например, Иван Степанович Проханов, несмотря на колоссальную занятость в организации евангельского движения и активную проповедническую деятельность, находил время для практической правозащитной работы и правового просвещения. Одним из главных препятствий на пути распространения евангельских знаний он видел повсеместную правовую неграмотность, как простых русских людей, так и государственных чиновников разных уровней.

В современной России право на судебную защиту, а также равенство всех перед законом и судом гарантируются статьями 18 и 46 Конституции Российской Федерации.

Сегодня практически все централизованные религиозные организации имеют юридическую службу либо штатного юриста. Нередко верующие юристы оказывают юридическую помощь своим общинам pro bono, то есть безвозмездно ради общественного блага. Современная церковь показывает обществу и светской власти как надо бережно относиться к закону в государстве, которое по Конституции является правовым, и в котором принцип верховенства закона является определяющим.

Таким образом, правовой закон обязателен как для государства, так и для христианина. Личность и государство неразрывно связаны взаимными обязательствами и ответственны друг перед другом.

История поучительная. Вряд ли стоит отвлекаться на такие вполне естественные и безобидные вещи. В противном случае сам заявитель может предстать в невыгодном свете гонителя и мракобеса.

Таким образом, мы видим, что апелляция к светскому закону и обращение в судебные инстанции для защиты прав верующих и религиозных объединений, не противоречит Священному Писанию. Знание правовых основ жизни и деятельности религиозных общин, порядка реализации и защиты свободы религии, является важным и необходимым условием здоровой духовной жизни современного общества.

Конечно, Священное Писание предусматривает различные варианты поведения человека в зависимости от времени, места и обстоятельств. Выбор линии поведения верующего в каждом конкретном случае будет зависеть, в том числе от личного духовного опыта, глубины понимания христианином текста Писания и конечно, знания светского закона. В Писании же по этому поводу имеются все ответы на возникающие у нас вопросы.

Именно судебная власть как одна из ветвей власти, в демократическом правовом государстве, которым в Конституции провозглашает себя современная Российская Федерация, призвана гармонизировать общественное и государственное устройство, защитить интересы личности и общества от всякого произвола, направляя общее течение человеческой энергии в правовое русло.

Читайте также:
Adblock
detector